Византия явилась естественной наследницей погибшего Рима. На развалинах античной культуры и в преддверии Средневековья формировались культура, быт, стиль жизни византийцев.
В Византии, жившей по законам христианства, выработались новые по сравнению с античными эстетические представления и новый художественно-догматический стиль.
В архитектуре новый стиль проявился в строительстве христианских храмов. В Византии самым известным был храм Святой Софии в Константинополе — образец красоты и величия, воплощение идеи могущества христианского Бога.
Из-за ограничений церкви статуарная скульптура в Византии практически перестала развиваться, но зато появился новый, невиданный ранее вид живописи — писание икон по канонам и были созданы такие шедевры иконописи, как «Богоматерь Владимирская» и «Двенадцать Апостолов».
Византийские мозаики также славились во всем христианском мире, а византийские мастера работали во многих странах, в том числе на Руси: в Киеве, Новгороде.
Идеал красоты
Под влиянием христианства пропадает свойственный грекам и римлянам интерес к красоте человеческого тела (плоти) и возникает интерес к духовной красоте человека.
Фигура, замаскированная объемными, многослойными одеждами, — не главное в облике человека.
Высокий лоб, прямой тонкий нос, маленький изящный рот, удлиненный овал лица с выражением печали и кротости, как на лике Богоматери, — облик прекрасного человека в этот период.
Виды и формы одежды. Текстиль
Богатые византийцы отказались от льна и шерсти и отдали свое предпочтение шелку. Нижние туники шились из тонкого шелка, а вся верхняя одежда — из плотного узорчатого шелка, превращавшего ее в стоячий драгоценный футляр, упаковку, в которой свободно помещено тело. Это были шелка с крупным раппортом, а также парча и
алтабас (цельнозолотная ткань), богато украшенные вышивкой и жемчугом.
В Византии с середины VI в. знали тайну производства шелковых тканей. Изготовление их и пурпурного красителя стало в Византии государственной монополией.
В отличие от греков и римлян византийцы ценили сложные, сумрачные цвета, придававшие облику таинственность. Однако в придворном костюме использовались и яркие тона, такие, как пурпур, золотистая охра и др.
Византийские узорчатые ткани прославляются и упоминаются во многих литературных источниках: русских летописях, французских поэмах, в иранской литературе. Узоры византийских тканей сочетали в себе античные и восточные традиции, а также христианскую символику. Это были узоры с реальными и фантастическими животными (львами, кентаврами, грифонами, павлинами), инициалы Иисуса Христа и кресты в обрамлении из растительного орнамента.
Символичными были и цвета, применяемые в текстиле и костюме. Голубой символизировал небо, зеленый означал цветение, возрождение, надежду. Золотому цвету придавалось главенствующее значение: блеск золота ассоциировался с божественным сиянием. Всепобеждающая божественная энергия, сила, чистота — вот что означала отделка костюма византийских императоров золотыми чеканными бляшками, алтабасом и парчой.
Для Византии характерно сочетание в одном костюме.
Нарамник,
далматик,
туника,
стола,
пенула,
оплечье — накладные виды одежды;
лорум,
мафорий,
плащ — драпирующиеся виды одежды. Византийский костюм характеризуется спокойными полукружными линиями, мягко касающимися фигуры, не выявляя ее (лорум, мантия, стола, пенула).
- Мужской костюм:
Мужская одежда обычно состояла из туники, штанов, далматика и плаща. Штаны становятся обязательным элементом мужского костюма.
Император носил нижнюю
тунику из тонкого шелка, сверху —
далматик, подпоясанный золотым поясом и украшенный золотой отделкой. Нижняя туника имела узкие длинные рукава. У далматика рукава были значительно шире, из-под них виднелись рукава нижней туники, отделанные каймой. Плащ был пурпурного цвета из тяжелой и неэластичной шелковой ткани и ниспадал до земли. На груди и спине был нашит отличительный ромбовидный знак из драгоценной парчи —
таблион.
Начиная с VII в. император стал носить поверх далматика длинный шарф из алтабаса —
лорум. Лорум — это как бы переродившаяся тога. Свое происхождение он вел от консульского парчового шарфа времен позднего Рима. Конец его перебрасывался через левую руку, как у римской тоги. Драпировался он согласно определенным канонам.
Несколько позже лорум переродился в
нарамник, в котором перед был короче задней части. Духовенство носило длинные туники —
латиклавии с двумя вертикальными полосами. Мужчины также носили поверх далматика
пенулу с капюшоном или без него. Все плащи имели полукруглые очертания.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
- Женский костюм:
Именно в Византии появилась манера носить сразу несколько одежд, одну на другой. Это были широкие рубашкообразные
туники-столы до пола; у нижней туники были узкие, а у верхней — широкие рукава. Поверх них надевался полукруглый плащ-мантия (
супергумераль) с фибулой на плече. Эта многослойность костюма стала затем главной особенностью в моде Средневековья.
Императрица поверх столы из многоузорчатого шелка носила плащ с
таблионом из парчи либо с широкой каймой. Вокруг шеи одевалось
оплечье — византийский воротник из жемчуга и драгоценных камней. Роскошный головной убор с жемчужными подвесками, богатая узорча-кайма на платье, вышивка, бисер, драгоценности — все это превращало костюм в драгоценное произведение искусства. Аристократки носили также богато декорированные полуприлегающие далматики с диагонально срезанным подолом.
Замужние женщины-простолюдинки имели одежду более скромную: нижнюю — тунику, верхнюю — столу, пенулу и накидку на голову —
мафорий. Такой была одежда Богоматери. С принятием христианства замужние женщины стали прятать волосы под головные уборы. Это правило шествовало на протяжении всего периода Средневековья вплоть до Ренессанса.
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены, чтобы видеть это изображение]
Обувь была мягкая, удобная: ремешковая по римскому образцу; закрытая, с узкими носами —
соччи; узконосая домашняя типа шлепанцев —
пантофли. Простолюдины носили
кампаги — мягкую обувь черного цвета, придворные — яркие, пурпурные, с отделкой вышивкой, с золотыми бляшками и драгоценными камнями. Мягкие сапоги также были популярны. Чем длиннее были голенища у сапог, тем короче туника.
Популярные в Византии головные уборы — венцы, митры, тиары, различные диадемы, повязки, покрывала, платки, накидки.
Прически мужчин — это в основном стрижки «под скобу» и «в кружок» до мочки уха. Бороды и усы были обязательным дополнением к прическе.
Женская прическа, наиболее популярная в этот период, — валик из волос надо лбом, перевитый лентами и жемчужными нитями и закрывавший уши. Однако прически замужних женщин обычно прятались под головные уборы, мафории, покрывала, повязки, так как христианская мораль запрещала женщине ходить с непокрытой головой.
Продолжение византийских традиций в костюме и религии четко прослеживается в обычаях древней и средневековой Руси вплоть до реформ Петра I. Русь сохранила и развила византийский костюм, так как явилась прямой и главной наследницей этой сложной и многообразной культуры, соединившей в себе античные и христианские традиции погибшей цивилизации.
Византийские аристократки носили множество разнообразных украшений, хотя церковь их и запрещала.
Император и императрица украшали себя жемчужными подвесками, обычно по две нити с каждой стороны лица. Подвески спускались у мужчин от висков до плеч, у женщин — до середины груди. Очень популярны были диадемы, а также серьги из золота. Они инкрустировались драгоценными и полудрагоценными камнями. Византийское оплечье поражало обилием камней и отделки. Очень широко использовался жемчуг.
Несмотря на запреты церкви, аристократки широко использовали косметические и парфюмерные средства. Так, жена императора Юстиниана, бывшая гетера и актриса, уделяла много внимания уходу за лицом и телом, а также делала яркие макияжи. Простолюдинки выглядели скромно.
Связь костюма с архитектурой. Виды византийского костюма менялись в течение веков, но общим было одно: по композиции, пропорциям и облику он напоминал христианские базилики. Митра с крестом и мафорий на голове ассоциировались с куполом храма. Футлярообразные объемные одежды напоминали тело храма.
Взято с costumehistory.ru